Взимание платы за пробег по федеральным трассам необходимо отложить

28 октября 2015

К такому выводу пришло большинство участников слушаний в ОП РФ

На межкомиссионных общественных слушаниях «Реализация нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере перевозок сельхозпродукции и продовольствия автомобильным транспортом» обсуждались пути снижения финансовой нагрузки на перевозчиков сельхозпродукции.

Председатель Комиссии по вопросам АПК и развитию сельских территорий Евгения Уваркина напомнила, что с 15 ноября вступают в силу новые тарифы за километр пробега грузовиков разрешенной максимальной массы свыше 12 тонн по федеральным дорогам общего пользования.

«На слушаниях присутствуют представители отраслевых союзов, представляющие практически весь спектр АПК. Мы все понимаем, что сегодняшний вопрос — один из самых существенных и чувствительных для всех нас», — подчеркнула Евгения Уваркина.

Председатель Комиссии ОП РФ по развитию реального сектора экономики Сергей Григорьев согласился, что мероприятие очень актуально, и тема действительно соответствует развитию реального сектора экономики.

В свою очередь член ОП РФ и вице-президент Союза транспортников России Евгений Казанцев отметил, прежде всего, что сейчас нарушена система распределения грузопотоков в стране: «Именно от этого все проблемы. В Советском Союзе было четкое распределение: что везут по реке, что ж/д транспортом. Сейчас рынок — самопроизвольный, автомобильный транспорт захватил инициативу по перемещению грузов у железной дороги. Разве перевозка грузов на тысячу, три, пять тысяч километров — это прерогатива автотранспорта?».

В то же время Евгений Казанцев подчеркнул, что введение штрафов и новых тарифов не гарантирует того, что система заработает, как часы: «Если вводят платную дорогу, сначала нужно дать водителям время привыкнуть к ней, нельзя сразу вводить тариф в 3,73 рубля за километр, пусть это будет бесплатно или менее рубля».

Стоит отметить, что инициатором мероприятия выступил председатель правления Союза сахаропроизводителей России Андрей Бодин, обратившись в Комиссию ОП РФ по вопросам АПК и развитию сельских территорий. Он указал на то, что каждый год Росстат выдает неутешительные цифры по АПК, однако законотворцы не понимают, что для сезонного сельхозпроизводства заплатить за логистику такие деньги сейчас — неподъемная ноша.

С ним согласился исполнительный директор Национального союза производителей молока Артем Белов. Он напомнил, что 12% от цены молока составляет логистика, при этом 96% от перевозок молока по федеральным трассам составляют именно 12-тонники и машины большего тоннажа. Поэтому он тоже предложил отложить ввод новых тарифов или освободить отраслевиков от этих сборов.

Помощник зампредседателя Комитета Госдумы по транспорту Андрей Бобровский добавил, что перераспределение логистики с речного и ж/д транспорта на автомобильный, как предполагалось, сделает ее доступнее, ведь автотранспорт дешевле. Однако огромный теневой рынок в этом плане мешает работе, подчеркнул он.

Евгения Уваркина и Андрей Бобровский сошлись на необходимости анализа экономической обоснованности нововведений в транспортной системе.

Представитель Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития Александр Попов предоставил расчеты ведомства, согласно которым министерство считает более обоснованным тариф 0,97 рубля вместо 3,73. Причем предлагается отложить введение системы тарифов на 2017 год и ввести дополнительную плату только на дороги, отвечающие стандартам их технического состояния.

С позицией Минэкономразвития согласились все отраслевики, однако иную точку зрения высказал заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Асланбек Ахохов. Он уверен, что вред дорогам от перегруженных машин кратно превышает затраты на перевозку, и делимые грузы нужно возить в пределах нормативов.

«Предельные нормы загрузки выдержаны в рамках мировой тенденции по нагрузке на дорожную инфраструктуру, и мы не считаем, что сейчас оказывается какое-то излишнее давление на сельскохозяйственников. Мы настаиваем на высоком штрафе для тех, кто везет больше разрешенного», — отметил он.

Однако Евгения Уваркина указала, что зачастую штраф для агрария за перегруз превышает стоимость всего груза, и это демонстрирует отсутствие логики и, более того, склоняет перевозчика к даче взятки на дороге вместо уплаты упомянутого штрафа.

Евгений Казанцев подытожил: позиция бизнеса и общественников едина и состоит в том, что принимаемые нормы мешают развитию отрасли. Евгения Уваркина призвала к объединению позиций всех участников и попросила внести свои предложения в общую резолюцию, которая будет направлена в Правительство, Госдуму и профильные министерства.

Поделиться ссылкой на материал